Предостережение относительно дыхательных техник

Великий духовный искатель Г. И. Гурджиев как-то сказал: «Ничего нельзя освоить без овладения дыханием». Но он также предупреждал: без знания организма, особенно ритмов внутренних органов, попытки вмешательства в процесс дыхания могут принести вред. Так, очевидно, что работа с дыханием, особенно с некоторыми глубокими йогическими дыхательными техниками (пранаямами), изучаемыми на Западе на занятиях и по книгам, таит в себе множество опасностей. Карлфрид Дюркхайм - пионер в области единения тела, ума и духа, - анализируя опасности обучения западных людей йогическим дыхательным техникам, обращает внимание на то, что большая часть этих техник была предназначены для индусов, страдающих излишней инертностью. Западным же людям, напротив, присуще излишнее рвение. Дюркхайм утверждает, что, хотя многие учителя йоги, прежде чем учить дыхательным упражнениям, пытаются помочь своим ученикам расслабиться, они не понимают, что инертность, требующаяся для глубокого расслабления, достигается теми лишь в ходе многолетней практики. В лучшем случае, считает Дюркхайм, преждевременное обучение дыхательным упражнениям создает еще большее напряжение, «вызывая мнимую бодрость... на смену которой приходит нервное истощение и, как следствие, отказ от дальнейших усилий и практики».

Как свидетельствуют мои наблюдения и опыт, избавиться от излишнего рвения и достичь глубокого внутреннего расслабления, необходимого, чтобы получать долговременную пользу от дыхательных упражнений (даосских, йогических или любых других), большинство западных людей может лишь спустя много месяцев (или даже лет) занятий практикой, основанной на самонаблюдении и самоосознавании.

Дыхательные упражнения со сложными схемами счетов, задержки дыхания, обратное дыхание, гипервентиляция и так далее имеют смысл, лишь если освоено естественное дыхание. Я вынес из собственного опыта следующее: естественное дыхание само по себе является мощной формой самоисцеления. Вот почему в «Дао естественного дыхания» этот вид дыхания рассмотрен всесторонне и описаны практики, позволяющие благодаря росту самоосознания понять, что препятствует естественному дыханию, и избавиться от помех.

Конечно, как и некоторые даосские мастера, вы можете сказать, что, поскольку естественное дыхание является естественным, любое усилие дышать естественно лишено смысла. Они полагают, что, если ум пуст и спокоен, дыхание становится естественным автоматически. Такой взгляд на проблему не только не ведет к ее решению, но еще и порождает новые вопросы: как успокоить и опустошить ум и что для этого необходимо? На самом деле бессмысленно перекладывать проблему с ума на тело и с тела на ум. Они оба участвуют в естественном дыхании.

Секрет естественного дыхания не в том, что мы делаем, а в том, как мы это делаем. Если мы считаем изложенные здесь практики манипуляциями с энергией, они не принесут результата. Но если мы исходим из того, что эти практики помогут нам в изучении физиологических и психологических законов ума и тела - посредством ощущений, получаемых благодаря ясности осознавания, - у нас появится возможность научиться опустошать и успокаивать свой ум. Какой бы образ жизни мы ни вели, что бы мы ни делали (или не делали), мы всегда чем-нибудь заняты - автоматически следуя ограниченным, часто вредным привычкам ума и тела. Чтобы получить пользу от изложенных в этой книге практик, следует подойти к ним осознанно - понять их цель, ощутить их дух и почувствовать их эффект.

© 2008 Все права защищены youreyes.ru